Январь 2019.  Сайт создан на Wix.com

 

МАРГИНАЛИЗАЦИЯ СОВЕСТИ

October 15, 2017

Расскажите подробнее...

О ЖЛОБСТВЕ

В августе 2009 года произошла трагедия на Саяно-Шушенской ГЭС. К сожалению, это не первая и не последняя техногенная катастрофа в России, причиной которой является пресловутый «человеческий фактор».

Через месяц после случившегося широкой общественности стало известно, что ремонт на втором гидроагрегате Саяно-Шушенской ГЭС, с которого началась авария, проводился фирмой "Гидроэнергоремонт", созданной рядом должностных лиц станции. По словам одного из высокопоставленных чиновников Правительства, учредители использовали "мошеннически схожее название" с названием одной из "дочек" самой ГЭС и выигрывали за счет этого тендеры.

Таким образом, причиной трагедии на Енисее стала ни ошибка оператора, ни халатность инженера. Более семидесяти человек погибли из-за  жадности нескольких должностных лиц, провернувших очередную аферу со сдачей-приемкой плановых регламентных работ. По факту получилось, что они сами же осуществляли ремонт и сами у себя принимали его результаты.

Понимали ли они, что риск аварии после такой «работы» повышается?  Полагаю, что да. На что надеялись? На то, что всегда проносило, и в этот раз пронесет. Не пронесло...

Вы можете себе представить подобную ситуацию в Германии, или в США, или в Японии? Я не могу.

Тяжело говорить о собственной нации, когда тебе не широту русской души описывать надо, а  черты ее мелочные и постыдные.

Меня все время разбирает смех, когда  кто-нибудь из наших патриотов, бия себя в грудь, с гневом и болью обличает безродных космополитов, тлетворно влияющих на наши неокрепшие мозги. Или же когда  со всей пролетарской ненавистью обрушиваются на проклятых американских империалистов, всячески мешающих нам жить богато и счастливо.

Неча на зеркало пенять, коли рожа крива... Кто превращает наши подъезды в филиалы общественных туалетов? Кому не приходит в голову мысль убрать за собой после пикника? На каком языке говорят чиновники мэрии г. Кундяевска, думающие только о том, как бы отхватить что-нибудь от государственного пирога  и сохранить уворованное?  Какое гражданство у хозяина супермаркета в Новосибирске, в котором протухшую семгу натирают «жидким дымом» и продают по более дорогой цене как копченую? А у полковника, заставляющего солдат-срочников строить для него дачу где-нибудь под Тулой, фамилия  типа Эйзенхауэр или Мак-Грегор?

Именно для подобных случаев Ф.М.Достоевский вынес когда-то свое горькое и безжалостное определение: «Русский человек отличается величием замыслов и подлостью характера».  

Жлобство пронизывает все современное русское  общество снизу доверху. Оно становится чертой деловой культуры, оно проникает в бытовые отношения, оно расползается в интернете, оно начинает править бал в политике и государственном управлении.

Жлобство это не только  жадность, или хамство, или пещерный эгоизм. Оно многогранно и многомерно. Но сущность его именно в стяжательстве и наплевательском отношении к интересам людей, с которыми у жлоба  не выстроены взаимовыгодные связи.  А уж граждане с честью и совестью для жлоба просто «конченые лохи».

Жлоб корыстен. ЖЕРТВЕННОСТЬ для жлоба понятие непостижимое. А от своекорыстия один шаг до зависти. Зависть провоцирует у жлоба неутолимое желание быть если не первым, то хотя бы равным в обладании значимыми для своего круга благами. А для этого все средства хороши. Если человек благородный относится ко всем людям одинаково (с честными он ведет себя – честно, а с бесчестными – тоже честно), то жлоб  с одними льстив и угодлив, а с другими может быть груб и заносчив.

Я не хочу сказать, что жлобство есть явление специфически русское и прижилось только на пространстве от Одессы до Магадана и от Бреста до Находки. Но в таком концентрированном виде как у нас оно не существует больше нигде.

Жлобство загоняет Россию в экономический тупик. Нация, благосостояние которой целиком зависит от мировых цен на сырье, в стратегической перспективе обречена. Регулярные заявления первых лиц государства о неэффективности нашей экономики, зависимой от продажи углеводородов, так же регулярно обновляют надежду, что государство повернется все-таки лицом к тем предпринимателям, которые хотели бы работать в производственных отраслях.

 

О СОЗИДАЮЩИХ И ПРОЕДАЮЩИХ

Пока в стране многое делается так, как будто все институты власти заботятся исключительно о безбедной жизни естественных монополий и обслуживающего их финансового сектора. Львиная доля денег из стабфонда ушла в последние полтора года на помощь банкам и добывающим отраслям.   Банки, естественно, стали спекулировать на валюте, а доходы от нефтянки как перетекали в зарубежные банки, так и перетекают туда же.

Банки не могут простимулировать спрос. Почему же не дать финансы непосредственно производящим отраслям, причем таким, на которых завязаны смежные производства?

Выходит, что в кризис мы спасаем не себя, а опять работаем на Дядю Сэма.

За последние двадцать лет у нас сформировалось сословие сросшихся с властью космополитически настроенных крупных предпринимателей. Они не чувствуют родственной связи с Россией, а относятся к нашей стране как к дойной корове и разменной монете. Получается, что они ходят по земле, которую сами же хотят разорить. Присущее им мышление конкистадора не предполагает инвестирования в так называемый «патриотический бизнес», т.е. в отрасли, способные снять Россию с нефтяной иглы. Сверхдоходы выводятся за рубеж. И даже очередные виллы строятся уже не в Подмосковье, а в Майями.

Самое тревожное здесь то, что вирус потребительского отношения к богатствам страны распространяется на широкие слои населения. Проесть, прокутить, промотать наследие предков? Почему нет? Это же самый легкий путь. А после нас - хоть потоп! По сути, экономика страны функционирует по типу присваивающего хозяйства, присущего первобытной эпохе. 

Энтропия национальной воли, нивелирование  созидающего начала отражается, в частности, на демографии. Мы вымираем. Собственно говоря, сырьевой державе большого населения и не надобно. Нам ведь западные идеологи уже определили численность в 50 миллионов. Этих людей вполне хватит, чтобы добывать нефть, газ и металлы, служить в жандармерии (армия уже отпадает за ненадобностью), управлять «подмандатными» территориями и в качестве внешнего пролетариата работать на экологически вредных производствах, активно выводимых европейскими странами на территорию нашей страны.   Но сохранить территориальную целостность России с таким количеством населения мы уже не сможем...

Извечный русский вопрос «Что делать?» как всегда упирается в политическую волю государственного руководства. Если Президент действительно решился на некий серьезный шаг, то нужно жестко продавливать новые правила игры. А именно, установить преференции для патриотически настроенных предпринимателей.

Люди, готовые созидать, вкладываться с собственную страну, есть. Ну, так повернитесь к ним лицом, в конце концов! Встаньте на их сторону, рассказывайте о них в СМИ, снизьте тарифы на электроэнергию, уменьшите платежи за землю. 

Что происходит по факту? Тарифы подняли на 25 процентов. Для многих предприятий малого и среднего бизнеса это уже неподъемная нагрузка.

Производства располагаются на больших земельных площадях, а платят их собственники за метр квадратный также как и хозяева торговых точек. Вот и оказывается, что торговать китайским ширпотребом выгоднее, чем самим у себя в своей стране производить товары и насыщать ими отечественные и мировые рынки.

Просто продекларировать поддержку производственников и на этом остановиться, значит не сделать ничего. Нужно заставить всю государственную машину работать именно на эту цель. Задача весьма трудная. «Проедающие», засевшие в госаппарате, скорее всего, начнут саботировать новую экономическую политику.

Собственно говоря, этот процесс уже идет. Страна начинает делиться на два лагеря: на «созидающих» и «проедающих». Политически это размежевание пока еще четко не проявилось, но духовно оно уже произошло.

 

О ГРУППОВЫХ ИНТЕРЕСАХ

Нации все равно придется сделать выбор. Каким будет этот выбор сказать пока сложно. Российская административно-политическая система еще не закончила своего становления и маловероятно, что это произойдет в ближайшей перспективе. Должна завершиться институализация ключевых видов общественно-политической деятельности.  Тем не менее,  к настоящему времени уже отчетливо проявлена тенденция доминирования групповых интересов в государственном управлении над собственно государственными.

Смеем утверждать, что основной риск для современного российского государства находится в самой системе административно-политического управления.

Система – это не абстрактный механизм, а сообщество индивидов, реализующих свои личные и групповые интересы. Система с самого первого момента своего существования начинает работать на усиление своих конкурентных преимуществ и это становится ее базовой деятельностью.

Административная практика не рассматривается критической массой российского чиновничества как общественное служение. Организационная культура современной российской бюрократии практически не оставляет места людям, для которых главной мотивацией в работе является следование этическим принципам. Система выталкивает таких личностей на периферию, делает их маргиналами. Происходящий процесс можно назвать «маргинализацией совести».

Образно говоря, человек, на которого нет компромата, неудобен. Им трудно управлять в сомнительных с точки зрения законности ситуациях. В частности, невозможно применить шантаж, как один из действенных рычагов принуждения к требуемому поведению.

Важнейшим критерием отбора в правящую иерархию становятся не деловые и моральные  качества, а лояльность к первому лицу региона или руководителю ФПГ и потенциальная готовность участвовать в реализации «теневых» схем. Исключение составляют регионы, где губернатор ставит государственные интересы выше корыстных целей своей клики. Таких регионов, к сожалению, немного.

Если говорить о региональной России, то роль руководителя субъекта федерации в формировании определенного типа административно-политического управлении становится  ключевой. Опыт изучения российских регионов в постсоветский период показывает, что все особенности личности губернатора, даже его бессознательное, объективируются в поведении членов сформированной им команды. 

Кроме того, сценарии развития политических событий в регионах разрабатываются с обязательным учетом позиции представителей федерального центра. В свою очередь, ощущение нестабильности, понимание того, что судьба любого высокопоставленного чиновника в регионе зависит от благорасположения к нему Москвы, приводит к формированию у местной элиты психологии временщиков. Атрибутивной характеристикой административно-политической элиты становится рвачество, сопряженное с непрерывной деятельностью по вовлечению московских эмиссаров в коррупционные схемы. Если данная цель достигается, то система выстраивается снизу доверху, становится вполне самодостаточной, формирует «эшелонированную оборону», с большей откровенностью создает и отстаивает свои собственные корпоративные нормы и ценности.

Фаворитизм и круговая порука порождают безнаказанность, которая в свою очередь создает у чиновника ощущение вседозволенности, а желание распоряжаться властной рентой становится основным мотивом для получения должности в системе государственного управления. Поэтому и создается ситуация, когда к выполнению государственных задач приставляются люди с частными интересами.

Государственный аппарат в этой связи становится все менее профессиональным именно в плане государственного управления. Страна теряет конкурентоспособность. Если обозначенная тенденция не будет преодолена, то Россия не сможет адекватно ответить на серьезные вызовы наступившей эпохи глобальной нестабильности. Особенно в преддверии грядущего оскудения природных ресурсов планеты.

Причем, этот вызов Россия должна принимать не только, и не столько, в лице государственных чиновников. То, что происходит, касается каждого из нас.

 

«НЕ НАДО ДЕНЕГ. ПОМОГИ КОМУ-НИБУДЬ»

Мы все вышли из гоголевской шинели . Мы все выдавливали из себя по капле раба. Мы не стеснялись в этом признаться. Так что нам сейчас мешает признать, что жлобство стало главной бедой России? Что нам мешает быть честными перед собой и вытравить из своей души любые потенции жлобского взгляда на мир?

Нетерпимое отношение к жлобству должно стать сегодня общепринятой нормой общественной жизни. Вплоть до бойкота. Жлобом должно перестать быть выгодно. И  в экономическом смысле, и в социальном. А примеры противоположного жлобизму поведения нужно регулярно подавать в СМИ. Тем более, что они есть и их много.

Приведу только две симптоматичных истории.

Один из моих калужских друзей, средней руки предприниматель, едучи через Мещовский район, на скользкой дороге не справился с управлением и вылетел в кювет. На его счастье буквально в 150 метрах от места ДТП оказался тракторист. Тот согласился помочь, и на своем «Беларусе» вытащил машину из кювета. Мой друг спросил: «Сколько я тебе должен?» И получил ответ, от которого надолго задумался: «Не надо денег. Помоги кому-нибудь».

Мне самому три года назад довелось переправляться на пароме через реку Юг на границе Вологодской и Кировской областей. Пожилой паромщик перевез наш «Уазик» на противоположную сторону.  Водитель отдал ему 50 рублей. И тут я стал свидетелем разговора, который не забуду до конца  дней своих.

- Так переезд-то стоит 30 рублей, - говорит паромщик, - боюсь, сдачи не найду.

- Ну и ладно, обратно ехать буду, тогда отдашь.

- Нет, погоди-ка.

Паромщик зашел к себе в сторожку, наскреб там 20 рублей мелочью и передал их водителю со словами: «Возьми, в дороге-то сгодятся».

Два этих человека не были до этого случая знакомы друг с другом. А забота их о ближнем своем была неподдельной.

Вот где вся соль земли русской…

Если все вышесказанное предельно упростить, то окажется, что в душе нашей жертвенность борется со жлобизмом. Получается, что битва за Россию идет в сердце каждого русского человека. И кризис начинается в головах, а не на Нью-Йоркской бирже...

Святой преподобный Серафим Саровский оставил нам великую  заповедь: «Спасись сам – вокруг тебя спасутся тысячи». Россия – это мы. Страна будет такой, какой будем мы сами. Ни Путин с Медведевым, ни какие-то особые силы национального возрождения не сделают нашу жизнь в моральном и материальном отношении благополучной.

Мы в одной лодке. Как будем грести, так и поплывем. Если данный образ кажется кому-то банальным, то вот вам другой: нацию можно сравнить с биологическим организмом, где каждая клетка отвечает за  выживаемость целого, а целое – за живучесть любой из клеток. Русские так часто и так много помогали другим, что могут себе позволить помочь друг другу.

И напоследок. Помните  песню из фильма «Щит и меч»? Молодежь вряд ли ее знает, но если бы кто-нибудь из молодых людей переспросил бы «А действительно, с чего начинается Родина?», то ему можно было бы ответить так: «Родина начинается с тебя».   

 

С.Е. Гречишников

Журнал «Русский обозреватель», 25.01.2010 г.

#выборы, #политика, #пиар, #политтехнолог, #социология, #стратегия, #сергейгречишников

"Обратная волна" в зеркале социологии

October 13, 2017

Эта статья о проекте, которого еще нет, но «призрак его бродит по России». «Обратная волна» есть растянутый в историческом времени процесс переселения жителей индустриальных центров в сельскую местность.

ВОПРОСЫ, НА КОТОРЫЕ НУЖНО НАЙТИ ОТВЕТЫ

Проблема расселения мегаполисов была поставлена на самом высоком уровне в ряде выступлений руководителей страны. Задача оказалась настолько грандиозной, что в обществе возникла потребность взять тайм-аут для ее осмысления. Многочисленных комментариев пока не последовало. Но, видимо, уже пора вернутся к обозначенной Президентом теме.

Идея расселения мегаполисов увлекает все большее число российских граждан. Несколькими исследовательскими структурами уже развернуто изучение потребностей различных социальных групп, каналов и методов формирования мотивации жителей России применительно к перспективе переселения из мегаполисов в сельскую местность. Есть даже целая отрасль социологического знания, которая занимается указанной темой. Эта научная дисциплина так и называется – социология расселения.

К сожалению, до сих пор каких-то заслуживающих внимания научных выкладок по нашему вопросу я в открытых источниках не нашел. Видимо, результаты работ предназначены только для узкого круга субъектов социального управления. Но что нам самим мешает предложить собственный вариант тематики подобных исследований?

Для успеха проекта, на мой взгляд, нужно решить такие исследовательские задачи как:

  1. Определить степень актуальности проблемы расселения мегаполисов для жителей России.

  2. Определить факторы, влияющие на формирование потребности в переселении

  3. Определить условия, которые необходимо предоставить потенциальным переселенцам для того, чтобы они приняли решение поменять городской образ жизни на сельский: тип поселения, предпочтительные направления сельскохозяйственной деятельности и прочее

  4. Определить социальные группы, для которых потребность в переселении стоит наиболее остро.

  5. Определить каналы и методы формирования потребности в переселении.

  6. Определить регионы, куда жители мегаполисов хотели бы переехать.

  7. Определить отношение коренных сельских жителей к переселенцам.

 

Таковы задачи исследовательского блока. И, тем ни менее, это капля в море для такого проекта. Преобразования подобных масштабов последний раз проводил И. Сталин. Сегодня было бы правильным сначала оценить экономическую сторону проекта, а не социальную. Подозреваю, что такие попытки уже были, но сослаться пока не что. Так что останемся в рамках сугубо социального подхода.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРОЕКТА РАССЕЛЕНИЯ МЕГАПОЛИСОВ

В этом, действительно, есть прямой государственный и общественный интерес. Итак, в чем же он, собственно, состоит?

Во-первых, в том, что появляется возможность пополнения села работоспособными гражданами. Всеми признано, что на протяжении последних десятилетий происходит кадровое оскудение деревни. Русское село стареет в прямом и переносном смысле. Отток населения в города и необратимая маргинализация оставшихся сельских жителей ставит под вопрос продовольственную и территориальную безопасность России. Проблема развития  сельских территорий обозначена, но кто будет ее решать? На селе осталось не так много квалифицированных работников, способных вложить знания, опыт и, особенно, собственную энергию и волю в реанимацию нашего агропрома.

Во-вторых, многие жители крупных городов понимают, что существование в «каменных джунглях» противно человеческой природе. Уже сейчас начался стихийный процесс переселения из Москвы. Люди оставляют или сдают свои квартиры, а сами строятся где-нибудь в вологодских, тверских, калужских и прочих губерниях.  Благо земля стоит копейки, а новый дом-пятистенку можно поставить всего за один миллион рублей.  Этих энтузиастов жизни на природе пока немного, но попробуйте пройти на байдарке по Угре или верхней Волге, и вы увидите в прибрежных деревнях немало личностей вполне «московской внешности».

 

В-третьих, кризисные явления в экономике, похоже, становятся тревожной тенденцией долговременного характера. В этой связи, демографический перекос в сторону городского населения, запертого в технологически, экологически и ресурсно уязвимых мегаполисах,  несет в себе опасность гуманитарной катастрофы небывалых ранее масштабов.  Жители крупных городов – теперь всегда заложники[1] (Конец света», наступивший в Москве в мае 2005 года из-за перебоев с электричеством,  наглядно показал, что может произойти в мегаполисе в случае техногенной катастрофы.). На селе же человек, имеющий свой участок земли и свободный доступ к природным ресурсам (вода, лес, чистых воздух), обладает несравнимо большими шансами для выживания. Как минимум, проблем с работой на своем участке и, соответственно, с продовольствием у сельского жителя не будет.

ОБЩИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

По сути, в настоящее время идет процесс повторного заселения центральной России. Вначале все, кто мог, съезжались в Москву, а теперь их дети и внуки выезжают обратно. Данных социологических исследований у нас пока нет, но обозначенный процесс можно пока зафиксировать на уровне рабочей гипотезы.

«Обратная волна» - это глобальная тенденция, для которой можно подобрать и английский эквивалент. Например, «The Return Wave».

Если Россия принимает вызов «обратной волны», то селить переселенцев нужно будет сразу же по стандартам 21 века. Здоровая экология, дом со всеми удобствами, собственный надел земли, возможность трудоустройства, необходимые сервисные службы в пределах транспортной доступности: без всего этого подобный мегапроект работать не начнет.

Повторять ошибки эксперимента по развитию фермерства, характерные для ранних девяностых, не следует.

Сегодня люди приедут в деревню не только жить в гармонии с природой, но и работать на своей земле, и выдавать товарный продукт, что, собственно, от них и требуется. И вот здесь важна уже другая составляющая их мотивации – сервисная. Важны этическая, эстетическая, экологическая, бытовая и тому подобные аттракт-функции современного аграрного сектора.

To attract – по-английски означает «привлекать». Жизнь в деревне должна быть более привлекательной, чем в городе. Пресловутое устранение различий между городом и деревней уже решено в Голландии, Германии, Канаде и целом ряде сопоставимых с ними стран, и решено, заметьте, в пользу деревни.

В нашей стране кто-то из бывших жителей мегаполисов захочет приехать в глухую заброшенную деревушку или на хутор, кому-то понравится жить в центральной усадьбе бывшего совхоза, для кого-то принципиальным окажется проживание среди единомышленников в специально построенном новом поселении, но им всем нужно будет знать, что при желании они всегда могут воспользоваться благами цивилизации.

Для России в этой связи  сейчас подошла бы идея родовых имений. Одно принципиальное ограничение: никаких сектантов, обособляющих себя от общества! Эти люди потеряны для государства, а нашему Отечеству нужны работники, крепко увязанные с товарными и правовыми отношениями. Альтернативные государственной идеологии духовные движения, нарочитая идеализация прошлого и уход в патриархальщину недопустимы.

Для большинства желающих начать новую жизнь наиболее безболезненным мотивом переселения может стать обустройство экопоселений вдоль основных речных магистралей или вблизи федеральных дорог. Экопоселение организуется по типу родового имения. Базовая деятельность поселенцев – сельское хозяйство. Строится поселение на новом месте, в относительном удалении от существующих населенных пунктов. Сотня родовых имений объединяется в один поселок с необходимым минимумом коммуникаций, школой, ФАПом и клубом. До ближайшего крупного населенного пункта прокладывается гравийная дорога.

Не нужно забывать, что помимо Центральной России у нас еще есть Сибирь и Дальний Восток. У нас еще много мест, где природа осталась такой, какой, образно говоря, ее задумал Создатель.

Помимо мест со здоровой экологией, необходимо также выбирать регионы с благоприятным или приемлемым климатом.

Критерий благоприятного климата – вызревание фруктов в открытом грунте. Для примера приведем Алтайский край. Здесь выращенными на своем участке грушами, вишнями, виноградом и абрикосами уже никого не удивишь.

Критерий приемлемого климата – выращивание картофеля в промышленных масштабах. Это возможно на огромной территории в Сибири и на Дальнем Востоке за исключением районов Крайнего Севера.

Среди значительного числа жителей европейской части бывшего Советского Союза до сих пор бытует миф о Приамурье и Приморье  как о крае с благоприятным климатом и девственной природой, что недалеко от истины. В южной части Приморского края вызревают даже персики.

К привлекательным  для сельхозпроизводства дальневосточным районам можно также отнести юг Сахалина и остров Кунашир. Магнолии у нас, кстати, цветут не только в Сочи и в Крыму, но и на Кунашире.

Самое главное условие для реализации проекта – политическая воля руководства страны. Данный проект для государства очень и очень  затратный. Одним из его рисков станет вопрос самоокупаемости новых поселений.

Но и потенциальных платежеспособных сторонников проекта, если посмотреть внимательно, окажется немало. Как- то:

  1. Правительство РФ в лице профильных министерств, общественных фондов и исследовательских структур.

  2. Правительство Москвы.

  3. Региональные администрации, базирующиеся в мегаполисах и администрации городов-миллионников. Региональные администрации, желающие принять переселенцев на своей территории.

  4. Государственные корпорации.

  5. Естественные монополии (Газпром, Лукойл, Норникель и пр.), вынужденные переселять работников, вышедших на заслуженный отдых, из неблагоприятных для проживания регионов в благоприятные.

  6. Крупные строительные корпорации, заинтересованные в получении серьезных подрядов.

  7. Успешные агрохолдинги, заинтересованные в привлечении рабочей силы.

  8. Патриотически-ориентированные олигархи (да, да! такие тоже есть!), желающие спонсировать подобного рода масштабные социальные эксперименты.

  9. Жители мегаполисов, способные сами оплатить свое обустройство на новом месте.

  10. Население сельской местности заинтересованное в привлечении туда финансирования, новых специалистов и технологий, развития инфраструктуры, получения новых рабочих мест.

  11. Местный малый бизнес, заинтересованный в развитии инфраструктуры во время реализации проекта и после него.

  12. Автодор, телекоммуникационные компании и пр.

 

ПОВТОРНОЕ ОСВОЕНИЕ РОССИИ. КТО ЖЕ ЭТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?

 

Принимая все риски и возможности в качестве ограничений в стратегическом планировании, необходимо учитывать, что в любом случае человечество вынуждено будет в стратегической перспективе переходить к экологической цивилизации. У нас просто нет другого выбора. Нагрузка на природу сейчас такова, что если ее не снизить, то через пару столетий наши потомки будут жить на донельзя загаженной, истощенной и отравленной планете[2] (В чем смысл фильма «Аватар»? Как раз в том, что главный герой отказывается от сомнительных благ проживания на Земле с ее убитой природой, истощенными ресурсами, жуткими нравами и выбирает жизнь в раю. Так почему нам не выбрать жизнь в раю прямо сейчас?).

Важнейшим преимуществом проекта станет сам состав переселенцев. Все-таки это будут новые люди, с иным сознанием, весьма отличным от умонастроений маргинализированного сельского люмпен-пролетариата.

Откуда возьмутся эти люди? Они появятся из числа по-современному образованных жителей городов, прошедших школу выживания в реальных рыночных условиях. Это не наивные мечтатели, а вполне трезво мыслящие граждане с неслучайной системой взглядов на мир и желанием выстроить собственное бытие, сообразно своим взглядам. 

Еще раз отметим, что проект «The Return Wave» имеет глобальное значение, и наша страна является одним из его участников. В этой связи, достойна обсуждения идея о переселении на ПМЖ в сельские регионы России пожелавших обрести новую родину сербов и жителей других стран Европы, дружественно относящихся к нашей стране и русской культуре.

И самое главное – возвращение русского населения бывших союзных республик. Нам, похоже, уже стоит смириться с невозможностью присоединения утраченных в 1991 году территорий. Задача состоит теперь не в том, чтобы возродить СССР, а чтобы вернуть миллионы русских в Россию. Дать им право выбора места жительства в любом сельскохозяйственном регионе, принять их как братьев.

Поэтому-то и необходимо продвижение самого проекта, его идеологии, перспектив, связанных с его реализацией. Если не пропагандировать сельской образ жизни, то народ мы в деревню не вернем.

Нам нужно заново осваивать нашу страну.  Мы настолько огромная держава, что можем себе позволить «экспансию во внутрь».

[1] «Конец света», наступивший в Москве в мае 2005 года из-за перебоев с электричеством,  наглядно показал, что может произойти в мегаполисе в случае техногенной катастрофы.

[2] В чем смысл фильма «Аватар»? Как раз в том, что главный герой отказывается от сомнительных благ проживания на Земле с ее убитой природой, истощенными ресурсами, жуткими нравами и выбирает жизнь в раю. Так почему нам не выбрать жизнь в раю прямо сейчас?

С.Е. Гречишников

Политический маркетинг. - 2010. - № 5. - С. 13 . - Примеч.: О процессе переселения жителей индустриальных центров в сельскую местность

#выборы, #политика, #пиар, #политтехнолог, #социология, #стратегия, #сергейгречишников

АПОЛОГИЯ ПРАВОСЛАВНОГО АТЕИЗМА

October 10, 2017

- Батюшка, а атеист может быть добродетельным?

- Вполне, вполне. Только вот помирать ему будет трудно.

Из разговора автора со старцем Илием.  1990 г.

ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ

Православный атеизм – духовная доктрина, в которой следование православной этике не связано с  верой в Бога.

В России сегодня живут десятки миллионов людей, которые могли бы себя назвать православными атеистами. Православный атеизм - слишком серьезный феномен современной русской жизни. Его последователи говорят о своих убеждениях, тем не менее, редко и с каким-то стеснением. Вроде как просят их извинить.

Их легко можно понять, если проследить истоки становления православного атеизма в нашей стране. В Советском Союзе было 20 миллионов членов компартии, которая тогда относилась к вере в Бога как к пережитку прежних общественно-экономических формаций. Члену КПСС, как, впрочем, и  комсомольцу с пионером, верить в Бога и участвовать в религиозных обрядах было запрещено. Однако, добрая половина коммунистов, в основном по инициативе своих бабушек, была в раннем детстве окрещена в Православие.

Советское образование, школьное, а потом вузовское, позволяло объяснять мир без помощи Бога. Для Бога просто оставалось все меньше места в этом мире.

Справедливости ради следует отметить, что  на Западе, особенно, в протестантских странах, в 20-м веке также проходили процессы секуляризации, индивидуальное и групповое сознание освобождалось от влияния религии. В Голландии уже с 70-х годов прошлого века пустующие храмы стали занимать под супермаркеты и студенческие общежития.

В СССР наука успешно вытесняла веру во все мистические феномены, и в  сверхъестественное, в том числе. Но зерна православной нравственности устранить было нельзя, ибо на них держался весь несущий каркас человеческого жизнеустройства. Даже моральный кодекс строителя коммунизма был выстроен «по образу и подобию» декалога Моисея.

В 1991 году мы потеряли пятую часть своих территорий и целый ряд завоеваний социализма, которые, что бы кто ни говорил, все-таки были. Но мы кое-что и приобрели. Кто-то подумает, что исчезли унизительные для человека очереди, и будет прав. Но самое главное – нации вернули подлинное, а не декларативное, право на свободу совести. 

Отпущенный маятник резко пошел в противоположную сторону. Посещать церковь и объявлять себя православным стало модно. Однако, Бог не может поселиться в сердце просто по желанию человека. Вера также не может стать результатом цепочки логических выводов. Религиозность есть чувство, а чувство должно вызреть.

Ко многим это чувство так и не пришло... Но зато пришло понимание, что лучшей моральной доктрины, нежели православная, человечество не придумало. У таких людей нет сомнений и в том, что Православие сыграло огромную позитивную роль в истории русского народа.

 

ВО ЧТО ВЕРЯТ ПРАВОСЛАВНЫЕ АТЕИСТЫ? 

Православные атеисты всем сердцем и душой воспринимают Евангелие. Принципы, изложенные в Нагорной проповеди Иисуса, они могли бы назвать своим жизненным кредо.

Эти люди готовы жить по заповедям. Причем, для того, чтобы  поступать добродетельно, им не нужно носить в сердце своем страх Божий. Они не совершают грехи (если не совершают) не потому, что боятся наказания Господнего, а потому, что грех им неприятен.

Православные атеисты с удовольствием ходят в храм, участвуют в обрядах и таинствах. Они охотно крестят своих и чужих детей.   

Вопрос бытия Бога для православных атеистов остается открытым. Они просто не знают на него ответа. В этом смысле им, конечно, умирать будет труднее, чем людям воцерковленным.

Человек верующий знает, куда он уходит. Он вверяет себя в руки Господа и с надеждой переходит в жизнь вечную. А куда уходит атеист, который не верит в бессмертие души? В небытие?

Но православные атеисты и атеисты воинствующие значительно различаются во взглядах. Воинствующий, или вульгарный, атеист категорически не приемлет ничего, что связано с вероучением. Православный атеист сам не верит в Бога, но он допускает его существование, отдавая себе отчет в том, что не всем дано уверовать.

То же самое качается членов Символа Веры и чудес, описанных в Библии и житиях святых. Если наука не может объяснить Воскресение Христово, то это не означает, что такого в принципе быть не могло.

Люди верующие считают науку одним из способов познания Творца. Возможно, придет время, и наука найдет законы, объясняющие бессмертие души и телесное воскрешение.  Но пока этого не произошло, не все люди, получившие хорошее светское образование, готовы поверить в Воскресение Христово.

А в чем православные атеисты не сомневаются? Для православных атеистов нет сомнений в том, что Иисус Христос (Иешуа) существовал как историческая личность.

Это был странствующий проповедник, сын простой еврейки.

Из своих последователей он основал на базе иудаизма новое религиозное движение, впоследствии названное его именем. В Палестине Христа уже при жизни стали считать мессией, потомком Давида.

Проповедь Иисуса была обращена в основном к малообеспеченным слоям населения. Он также не делил людей по национальному признаку. Все люди для Иисуса были равны.

Христос был казнен по приговору прокуратора Иудеи, с горячего согласия иудейской религиозной верхушки. Синедрион справедливо видел в Иисусе опасного конкурента в борьбе за симпатии паствы. Кроме того, еврейские политические лидеры понимали, что поведение толпы непредсказуемо и направляемый популярным Учителем народ может навлечь на Иудею гнев империи. Иерусалимская верхушка приняла решение «сдать» Христа римлянам.

Согласно римским законам наиболее опасных преступников казнили через распятие на кресте. Именно так закончил свою земную жизнь Иисус.

"БЕЗРЕЛИГИОЗНОЕ ПРАВОСЛАВИЕ" И РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ 

Православный атеизм, как духовная позиция, не оформлен в более-менее цельное учение. Да пока и необходимости в этом нет.

На Западе безрелигиозное христианство уже 65 лет существует как отдельная теологическая концепция. Основателем ее был немецкий протестантский теолог Дитрих Бонхёффер (1906 – 1945), участник Сопротивления, казненный фашистами. В 1943-1944 гг. в письмах из тюрьмы он провозгласил, что «мир стал совершеннолетним и не нуждается в идее Бога». Сущность христианства, по мнению Д.Бонхёффера, выражена в любви к ближнему («соседу своему»). Согласно Д.Бонхёфферу: «Быть христианином не означает быть религиозным, а означает быть человеком».

В отличие от классического протестантизма (лютеранства), где постулируется спасение только верой, Д.Бонхёффер призывает к активной практике «делания справедливого для людей».

Вряд ли кто-нибудь из православных атеистов читал упомянутого теолога, но близость позиций очевидна.

«Безрелигиозное Православие» предполагает жизнь в миру по христианским заповедям. Насколько это у каждого получается – дело сугубо личное. Здесь важны искренние намерения и их воплощение в добрых делах, ибо "вера  без  дела   мертва  есть". 

Отличие православного атеизма от протестантской ветви безрелигиозного христианства в том, что у нас не отрицается пастырская роль Церкви. «Безрелигиозное Православие» категорически не приемлет тезис секулярной теологии (Т.Альтицер, В.Гамильтон, П. Ван-Бурен) об отрицании традиционно-церковной формы христианства, как утратившей значение для современного человека.

Церковная форма организации христианской жизни ничуть не устарела, как не могут устареть истины, провозглашенные Христом.

Русская Православная Церковь остается объективированной совестью нации. Без Церкви мы обречены на духовное оскудение. Церковь учит о целях жизни, которые выходят за рамки жизни, но если они приняты человеком, они выравнивают его земной путь по вектору, уходящему на небо, даже если он не верит в трансцендентного Бога. И оказывается, что это "выпрямление" хорошо и для земных дел. Некорректно утверждать, что Церковь формирует людей. Церковь зовет, предлагает, в крайнем случае - наставляет,  а человек прислушивается, думает и выбирает самостоятельно. Здесь полная свобода и полная ответственность. Ибо, если нет свободы - нет и суда.

Православный атеизм – это не ересь в теле Православной Церкви. Наоборот, это путь к потенциальному воцерковлению миллионов русских людей.

Сергей Гречишников

Журнал «Политический маркетинг», №4, 2010, С. 18-21.

На фото: Церковь Владимира равноапостольного в г.Сафоново Смоленской области. В ее строительстве участвовал мой отец, Егор Филиппович Гречишников. 

#выборы, #политика, #пиар, #политтехнолог, #социология, #стратегия, #сергейгречишников

1 / 1

Please reload

  • Facebook
  • Telegram