Январь 2019.  Сайт создан на Wix.com

 

ПРО КИНО И ИДЕОЛОГИЮ

Когда-то в научных работах было принято цитировать классиков марксизма-ленинизма.  Зачастую выглядело это несколько неестественно. Осмелюсь утверждать, что приводимая ниже известная цитата из разговора Ленина с Луначарским окажется здесь как нельзя кстати: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино».

 

Вождь мирового пролетариата произнес данную фразу в феврале 1922 года. Прошло почти 100 лет. Ленин жив…

 

Кто сегодня является главный идеологическим актором в США? Правильно, Голливуд.  Бравые парни со звездо-полосатой символикой побеждают всех: от монстроподобных инопланетных пришельцев до злобных русских агентов. Глобализация поднимает силу сигнала американских блок-бастеров на недосягаемую прежде высоту. Их смотрит весь мир.

 

В советское время наши фильмы могли формировать прочную идеологическую базу и проводить четкий водораздел между добром и злом.  В конце 80-х все смешалось. Вплоть до 2007 года я не могу припомнить киношедевра, который заставил бы нацию по-настоящему задуматься над вопросом: «А туда ли мы идем?»

 

Почему 2007-й? В этом году вышел фильм Павла Лунгина «Остров». Конечно, он не был идеологическим в устоявшемся смысле слова. Он был идейным. Две фразы старца Анатолия в блестящем исполнении Петра Мамонова не просто остаются в памяти. Они отпечатываются в сердце: «Живи, как знаешь. Только греха большого не делай» и  «Помирать не страшно. Страшно перед Богом стоять».

 

Потом мы сняли несколько неплохих сериалов о Великой Отечественной. В 2015-м по роману Олега Куваева были закончены съемки «Территории».

Можно упомянуть еще фильмы о покорении космоса: «Гагарин», «Время первых» и «Салют 7».

 

Итак, три темы: духовный подвиг русского человека, победа над врагами и космос. Действительно, тут нам есть что предъявить, и есть чем гордиться. Скорее всего, для тех, кто определяет сегодня национальную идеологию, именно эти три темы и станут доминировать в отечественном кинематографе.

 

Можно ли совместить кино, как искусство, и кино, как идеологию? Да.

Фильм «Коммунист», снятый в 1957 году режиссёром Юлием Райзманом, сделал исполнителя главной роли, актера Евгения Урбанского, настоящей звездой. Он сыграл простого человека, готового пожертвовать своей жизнью ради общего блага.  Это образец удачного сочетания  официальной идеологии и блестящего актерского мастерства, создавшего мощный, романтичный образ – пример для подражания. 

 

И вот что еще важно. У настоящего художника должно быть собственное, прочувствованное отношение к «правде жизни». Таков Юрий Быков, автор пронзительного фильма «Дурак» и резонансного сериала «Спящие». На мой взгляд, «Дурак» посильнее, чем «Левиафан» Звягинцева. В последнем очевиден налет вымысла, а в первом – нет. Хотя в обоих случаях главный герой, будучи человеком с совестью, вынужден идти против Системы, чтобы потом проиграть ей. Оба фильма тяжелые, протаскивающие зрителя через «свинцовые мерзости русской души».  Но ощущение катарсиса остается только от «Дурака».

 

Мне не понятна механика конфликта вокруг «Спящих». Как бы там ни было, хочется, чтобы Юрий Быков продолжал снимать.

 

«Время первых» можно уже записывать в российскую киноклассику. Здесь великолепно всё. Фильм следует назвать экзистенциальным. Проживая с героями все физические и моральные испытания, мы как бы становимся ими. Поэтому по завершению фильма и остается потрясающее послевкусие. Здесь и радость победы, и гордость за страну, и восхищение первопроходцами космоса. И все это переживается нами лично, как часть собственной жизни. В такой стране хочется жить, и за нее не жалко умереть.

 

Идеологические закладки в режиссуре и сценарии работают на задачу капитализации российского гражданства. Капитализации за счет подвига, а не денежной шизофрении.

 

Нам нужны подобные фильмы. Яркий художественный образ бьет сильнее, чем десятки постановочных ток-шоу.

 

Вот почему перед каждыми федеральными выборами требуется выпускать в прокат новые шедевры. В идеале такие фильмы должны порождать мемы, расходиться на цитаты, оставлять зрителям музыкальные треки, которые потом будут использоваться в джинглах и рингтонах.

 

Нам не нужна лакированная действительность, но образцы жизни, какой она должна быть, и примеры людей, на которых хочется равняться, сегодня действительно востребованы.

 

Искусство может побудить зрителя подняться выше по духовной вертикали, но может и подтолкнуть его к пропасти. Высокое кино делать сложнее. Низкопробное – легче, да и, к сожалению, выгодней. Это как у Сократа, который упрекнул гетеру за ее образ жизни. На что она прореагировала: «Как тебя можно слушать, если я любого из твоих учеников совращу за одну ночь!» На что великий философ ответил ей: «Конечно, я веду их вверх, а ты сталкиваешь вниз. Кому легче?»

 

 

 

 

Поделиться в Facebook
Поделиться в Twitter
Please reload

СВЕЖИЕ ПОСТЫ
Please reload

  • Facebook
  • Telegram