Январь 2019.  Сайт создан на Wix.com

 

БЛЕСК И НИЩЕТА ДОГОВОРНЫХ КАМПАНИЙ

«Договорняк» - избирательная кампания, где участники приходят к соглашению о ее результатах еще на старте. Победители определены, роли расписаны. Все участники концессии довольны. Народ как обычно безмолвствует.

 

Договорные кампании хороши тем, что (как правило) серьезно экономят финансовые ресурсы, минимизируют напряжение между элитами, не доставляют лишней головной боли федеральному центру, гарантируют победителю заранее заданный процент голосов. На этот процент «народный избранник» в случае политических коллизий всегда потом сможет сослаться как на свой электоральный капитал.

 

Договорные кампании возникли еще в античности одновременно с появлением института выборов. У нас в России их попытались технологизировать уже в середине 90-х. Сегодня «договорняки» есть атрибут так называемой «управляемой демократии». Все-таки на выборах главное результат. Определение и правильная расстановка кандидатов – залог успеха для любого электорального бенефициара.

 

В нашей практике еще при Ельцине был случай, когда в ходе предвыборной диагностики стало понятно, что один из потенциальных фигурантов «пасется» на поле нашего кандидата и отнимает у нас критично большое количество голосов. Конкурент[i] слыл народным любимцем и мог изрядно спутать карты.  Компромата на него не нашлось.

 

Было решено провести переговоры. И за столиком в ресторане обнаружилось, что у человека есть давняя мечта – иметь квартиру в Москве. А мандат был для него гораздо меньшей ценностью. Для нашего кандидата оказалось экономически гораздо выгоднее приобрести для него жилье, нежели тратиться на борьбу и, причем, без гарантии успеха. Парню купили трехкомнатную квартиру в Бирюлево. Наш кандидат победил.

 

Итак, для проведения успешной договорной кампании необходимо соблюдение несколько предварительных условий:

  1. Проведение полноценной предвыборной диагностики, включающей социологический опрос, фокусированные групповые  интервью, экспертные интервью и «работу с документами». Главное – определить фигурантов и оценить их шансы.

  2. Обеспечение собственно договоренностей в ходе переговоров и консультаций. Процесс этот требует участия опытных переговорщиков: от местных «крестных отцов» до сотрудников силовых структур.

  3. Выстраивание оптимальной стратегии кампании, ибо все должно казаться правдоподобным. Переход интервала меры в пиар-цинизме чреват тяжелыми последствиями.

Теперь о грустном. Безальтернативность выборов может, конечно, поставить заслон перед бандитом или авантюристом, но она же и выхолащивает живую конкуренцию между лучшими претендентами на власть. Правящая элита превращается в касту и с необходимостью начинает вырождаться. Происходит это достаточно быстро.

 

Искусство политического пиара договорными кампаниями уничтожается на корню. Как верно подметил один мой старый боевой товарищ по цеху: «Договорняки убивают профессию».

 

Расцвет избирательных технологий в девяностые и нулевые обеспечивался реальным соревнованием профессиональных команд друг с другом. А войско, которое не воюет, превращается в потешный полк.  Неизвестно с какими геополитическими или внутриполитическими вызовами мы столкнемся завтра. Хватит ли кадровых и технологических ресурсов?  

 

Выходом из ситуации может быть следующее. Поскольку пиар-сообщество поделено на команды, кто-то из членов команды обязательно должен участвовать в конкурентных кампаниях.  Команды у нас зачастую формируются по матричному типу, т.е. специалисты могут от кампании к кампании «блуждать» между разными профессиональными группами, взявшими подряд на выборы. В любом случае часть таких подрядов приходится на конкурентные кампании.

 

Так можно поддерживать форму. Ибо новые технологии редко рождаются в тиши кабинетов. Они рождаются в бою.

 

 

 

[i] Мы различаем понятия «конкурент» и «оппонент». Конкурент  имеет сходный имидж и выступает с похожей идеологией, а оппонент  выдвигает альтернативную программу и отличается по имиджу.

 

 

 

 

Поделиться в Facebook
Поделиться в Twitter
Please reload

СВЕЖИЕ ПОСТЫ
Please reload

  • Facebook
  • Telegram