Январь 2019.  Сайт создан на Wix.com

 

Книгу "ЭКЛОГЕС" отметили премией РАПК

6-го декабря книга "ЭКЛОГЕС. Опыт построения науки о выборах" получила третью премию Российской ассоциации политических консультантов по итогам 2018 года. 

 

Благодарю коллег за оказанную честь и внимание к нашему скромному труду и публикую текст своего выступления.

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ С.Е.ГРЕЧИШНИКОВА НА ПРЕЗЕНТАЦИИ КНИГИ «ЭКЛОГЕС»

 

 

 

Уважаемые коллеги!

 

Все книги по нашей тематике являются так или иначе обобщенным результатом внутрицеховой рефлексии. И наш труд не является исключением.

 

ЭКЛОГЕС (Εκλογές) в переводе с греческого означает «выборы. В книге предлагается посмотреть на избирательную кампанию как на целостную систему и, таким образом, решить назревшую задачу унификации политтехнологического знания. Для этого мы попытались объединить современные знания о выборах в единую прикладную научную дисциплину – электорологию.

 

Целью  нашего  исследования было подтверждение статуса электорологии как отдельной гуманитарной науки, имеющей прикладное значение.  Задачи, которые мы поставили в начале работы, должны были прямо или косвенно работать на достижение данной цели. В результате исследования мы пришли к следующим выводам.

 

Теорией, выполняющей для электорологии методологическую роль, является политология, опирающаяся, в свою очередь, на  социальную философию.

 

Рассмотрев существующие теоретико-методологические подходы к изучению электоральных процессов, мы определили предмет и объект электорологии. Предметом электорологии являются избирательные технологии и другие факторы, детерминирующие формирование электорального выбора. Объект электорологии - электоральная культура граждан.

 

Электоральная культура - неслучайный опыт участия в избирательных процессах, выраженный в политических установках и электоральных убеждениях конкретной социальной общности (нации, любой другой большой/малой  социальной группы) или отдельного индивида и определяющий их электоральное поведение.

 

Выявлены пять функций электорологии: эвристическая, методическая, прогностическая, просветительская, управленческая.

 

В реализации прогностической функции электорологии мы предлагаем использовать метод логико-генетического анализа. Логико-генетический анализ - метод последовательного простраивания цепочек развития электоральных событий на основе модели социальной импликации.

 

Электорология обладает собственным категориальным аппаратом, достаточным для целостного описания электоральных процессов и дальнейшего развития электорологического  знания.

 

Электорологическая теория включает в себя три смежных науки: электоральную социологию, электоральную географию и электоральную психологию.  Огромное значение в практическом воплощении  теории в ходе реальных выборов играет умение электоральных юристов пользоваться избирательным правом.

 

Ретроспективный анализ становления выборов как социального института показал, что основные избирательные технологии были выработаны в античную эпоху. История избирательных технологий насчитывает как минимум две с половиной тысячи лет.

 

Политическое консультирование древнее на целое тысячелетие. В настоящее время эволюция избирательных технологий идет по пути совершенствования манипулятивных приемов воздействия на избирателя и освоения новых коммуникационных каналов.

 

Актуальность электорологии как прикладной научной дисциплины не исчезнет до тех пор, пока будут существовать демократические институты.

 

Выборы и политический пиар могут рассматриваться сегодня в качестве социального института.

 

Ключевыми факторами, определяющими электоральные предпочтения, являются такие как:

  • достаточная информированность о субъекте электорального процесса (кандидате, партии);

  • доверие к субъекту;

  • готовность поддержать его на выборах активными действиями.

Избирательная технология представляет собой алгоритмизированную систему приемов и способов воздействия на избирателя с целью коррекции его электорального поведения.

 

Избирательная технология с необходимостью включает в себя латентно представленные социокультурные основания.

 

Избирательная технология должна прямо или опосредовано работать на  формирование мотива к голосованию. Поэтому в электоральном проектировании необходимо учитывать архетипы массового сознания данной социальной общности, статусную и групповую принадлежность избирателя,   текущую социально-экономическую ситуацию, а также реакцию конкурентной среды и собственные ресурсы избирательного штаба.

 

Сущность электорального выбора в том, что человек, выражаясь в гегельянском стиле, выбирает себя в другом. Избиратель как бы отчуждает от себя часть своей политической свободы и делегирует право распоряжения ею доверенному лицу или некоей политической силе.

 

Структура электорального выбора представляет собой сложный конгломерат, включающий в себя:

  • архетипы массового сознания;

  • статусную и групповую принадлежность избирателя;  

  • текущую социально-экономическую ситуацию;

  • этические и эстетические предпочтения;

  • групповые, массовые и индивидуальные чаяния, страхи и страдания.

Эффективная избирательная технология, рассчитанная на многократное использование, не может быть выстроена без заложенных в нее научных оснований. Процесс разработки и реализации технологий описывается в рамках научного гуманитарного знания, что еще раз подтверждает научный статус электорологии.

 

Эффективность избирательной технологии измеряется по формуле  Е=$/V, где $ -  смета на реализацию технологии, V (от английского voices – голоса) – количество голосов, которые эта технология принесла.

 

Среди множества критериев для типологизации электоральной культуры необходимо выделить такой актуальный для современной России признак как «тип административно-политического управления регионом». Исход выборов в регионах России во многом зависит именно от типа управления.

 

Общие закономерности соотношения типа управления и типа электоральной культуры выстраиваются по четырем критериальным осям:

  • Ось перспективы («сиюминутные решения власти - стратегические намерения»);

  • Ось «центр  - регионы»;

  • Ось «менеджер - политик»;

  • Ось «идеология – материальное благополучие».

То есть, большинство избирателей ориентировано на краткосрочные перспективы в ущерб долгосрочным, на интересы региона в ущерб интересам центра, на харизматичного политика во главе региона в пику хорошему менеджеру, на экономическую мотивацию на выборах в ущерб идеологической.

 

Если электоральной мотивации недостаточно, то политик с помощью своих консультантов создает  выгодные для него события специально. Таким образом, пиар творит свою отдельную реальность, которая влияет на избирателя сильнее, чем объективное бытие. Поэтому у политического консультирования, а значит, и у электорологии,  есть будущее.

 

Вполне вероятно, что для стран, занимающихся интеллектуальным сервисом в мировом масштабе (Голландия, США, Израиль...), политконсалтинг станет серьезной статьей государственной экономики. Хочется надеяться, что в этом недалеком будущем Россия не будет заниматься  импортом политических технологий со всеми вытекающими последствиями, а начнет поставлять их на экспорт.

 

В ближайшем будущем избирательные технологии будут развиваться по пути наращивания манипулятивной составляющей. Из основных каналов воздействия на электорат важнейшее значение приобретет интернет.

 

В настоящее время теоретизированная практика проведения избирательных кампаний, преодолев интервал количественной меры, переросла в науку, за которой мы хотим оставить название «Электорология».

 

В приложении к книге  предоставлены некоторые авторские технологии, прошедшие апробацию во многих кампаниях и  подтвердившие свою эффективность.

Спасибо за внимание!

 

 

Поделиться в Facebook
Поделиться в Twitter
Please reload

СВЕЖИЕ ПОСТЫ
Please reload

  • Facebook
  • Telegram