Январь 2019.  Сайт создан на Wix.com

 

ПОЛИТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕМ РИМЕ

ВЫДЕРЖКИ ИЗ КНИГИ "ЭКЛОГЕС. Опыт построения науки о выборах"

 

Многообразие форм политической жизни античной эпохи и перманентная борьба за власть создали устойчивый спрос  на политическое консультирование. Первым из известных нам греческих мудрецов, оставивших некоторые советы правителям, был Периандр из Коринфа (666 г. до н.э. – 586 г. до н. э.)[1].

 

Периандр был не просто философом, но, «по совместительству»,  еще и тираном. Он правил Коринфом почти 40 лет. Секрет тиранической власти Периандр узнал у своего приятеля – правителя города Милет.  

 

Случилось это так. Периандр послал в Милет своего гонца за советом. Когда юноша прибыл к другу Периандра, тот повел его в поле и молча стал сшибать посохом колосья.

 

Гонец доложил Периандру по возвращению об этом странном знаке. Тот догадался, что его друг советует ему уничтожить самых видных граждан Коринфа. Периандр так и сделал. В дальнейшем, чтобы сохранить свою власть от конкурентов, он либо убивал потенциальных соперников, либо изгонял их из города.

 

Тем не менее, Периандр считал народное правление лучше тирании. Остался его совет, которому он сам, увы, последовать не мог: «Кто хочет править спокойно, пусть охраняет себя не копьями, а всеобщей любовью». Самого Периадра охраняли 200 наемных воинов.

 

У Периандра еще не было своих клиентов. Политическим консультантом в «чистом виде» можно считать его младшего современника  Солона[2].

Когда Солон (638 г. до н.э. – 558 г. до н. э.) стал стариком и отошел от общественных дел, в Афинах установилась власть тирана Писистрата, прославившегося своим «волюнтаризмом». Однако, даже этот тиран не решился отменить законы Солона. Более того, пытаясь приблизить Солона, Писистрат звал его ко двору, но Солон ограничился ролью советника. Он консультировал тирана «дистанционно», проживая свои последние земные годы на острове Кипр.

 

Как политический консультант Солон прославился вполне удачной попыткой разрешить онтологическую моральную дилемму амбициозных властителей: как проводить масштабные социальные преобразования таким образом, чтобы никого не обидеть?  По данному поводу Солон изрек: «В великих делах всем нравиться нельзя».

 

Огромная роль в становлении мировой консалтинговой традиции принадлежит Сократу (469 г. до н. э. – 399 г. до н. э.).[3] Именно он изобрел методы, развивающие способ мышления человека, раскрывающие его собственные внутренние интеллектуальные силы. В этом смысле афинского философа можно смело считать предтечей коучинга.

 

На политическом консалтинге Сократ не зарабатывал. Он, вообще, не брал денег за обучение. По иронии судьбы Сократ взрастил политиков, имена которых употребляются скорее со знаком «минус». Критий входил в число «тридцати тиранов», Алкивиад прославился как политический авантюрист, Клитофонт принимал активное участие в олигархическом перевороте в Афинах в 411 г. до н. э. 

 

Ученик Сократа – Платон – был гораздо амбициознее своего учителя. Выше мы уже говорили, что Платон дважды пытался провести эксперимент по внедрению своей модели идеального государства, и оба раза история над ним посмеялась. Ну, никак греки не хотели устанавливать общность жен и детей!

 

Самым успешным политическим консультантом античной эпохи следует считать Аристотеля Стагирита (384 г. до н. э. – 322 г. до н. э.). Об этой грани таланта величайшего из философов лучше всех сказал Шарль де Голль: «Истинной школой командования является общая культура... Не было ни одного знаменитого полководца, который не черпал бы своего искусства из сокровищницы человеческого разума. В основе побед Александра Македонского мы всегда, в конце концов, находим Аристотеля»[4].

 

В 343 г. до н. э. Аристотель был призван царем Филиппом, чтобы воспитывать его, ставшего затем великим, сына. За обучение сына Филипп расплатился с Аристотелем весьма благородным образом: он заново отстроил им же разрешенный город Стагир – малую родину Аристотеля. Филипп также вернул в город всех бежавших оттуда или проданных в рабство граждан.

 

Аристотелю удалось сформировать из Александра государственного деятеля, способного ставить и достигать беспрецедентные по своим масштабам цели. К сожалению, Стагирит не оставил нам подробного описания этого консалтингового «кейса». Увы, из политических трактатов Аристотеля мы во всех подробностях  знаем о формах государственного устройства, но метод «взращивания» исторических личностей мастер унес с собой...

 

Возможно, Аристотель убрал у Александра ненужные внутренние барьеры (стереотипы, суеверия, страхи и комплексы) и этим самым высвободил вулканическую энергетику незаурядной личности. Чего стоит только то, что Александр был первым в истории греком, не носившим бороды! С него, кстати,  и пошла эта мода на безбородость.

 

Возможно, Аристотель привил Александру потребность в постоянном саморазвитии, что позволяло ему всегда идти на шаг впереди своих противников.

 

Надо сказать, что Александр никогда не отказывал себе в новом знании. Рассказывают, что во время похода в Индию  к царю привели на допрос пленных аскетов (греки называли их «гимнософистами»). Намериваясь их казнить, Александр решил вначале испытать их мудрость. Он задавал вопросы, которые не были праздными, а действительно терзали его самого. Властелин половины Ойкумены, в частности, спросил: «Как стать самым любимым (у народа. - С.Г.)?» На что получил ответ: «Быть самым могущественным и при этом не страшным». На вопрос «Как человеку стать богом?» ему ответили: «Совершать то, что невозможно совершить человеку».  

 

Ответы совпали с умонастроениями Александра и он, проявив великодушие, отпустил пленников.

 

Аристотель впервые сформулировал некоторые способы влияния на человеческое сознание. Эти способы называются стратагемами. По-гречески «стратагема»  переводится как «военная хитрость, уловка»[5] [6].

 

Каковы эти четыре стратагемы влияния, если изложить их в современном научном стиле?

 

Первая стратагема – пресубпозиция, то есть создание необходимых условий для успешной коммуникации. Политику следует взять ситуацию под свой контроль и обеспечить благоприятный коммуникативный климат для требуемого послания. Здесь важно грамотно сформулировать проблему и структурировать ее решение.  Софистика здесь заключалась в том, что коммуникатор исходил из того, «что всем известно» и «что все считают само собой разумеющимся» (даже если это совсем не так и данное положение, напротив, следовало бы принять как дискуссионную точку зрения). Далее умело организуя формулировку и обсуждение вопроса, коммуникатор, может влиять на когнитивные реакции и получать согласие, внешне даже не пытаясь убеждать реципиента.

 

Вторая стратагема - доверие к источнику. Коммуникатору следует создать свой положительный образ в глазах воспринимающей аудитории. Другими словами, коммуникатор должен казаться внушающим симпатию, авторитетным или заслуживающим доверия, короче, обладающим харизмой – врожденной способностью управлять людьми в непосредственном общении с ними.

 

Третья стратагема – фиксация на содержании послания. Она заключается в том, чтобы создать и донести до адресата месседж, который фокусирует его внимание на том, что нужно коммуникатору. С помощью данной стратегемы требуемую мысль можно гиперболизировать или  переключить фокус внимания с нежелательных фактов на нужные коммуникатору.

 

Четвертая стратагема – контроль эмоций. Люди, особенно в толпе, склонны быть влекомыми своими чувствами, настроениями и аффектами. Коммуникатору необходимо возбудить эмоцию, а затем предложить реципиентам - например, народу на митинге -  способ реагирования на эту эмоцию, который как бы случайно окажется как раз таким, который и требовался.

 

Итак, Аристотель первым разработал всестороннюю теорию убеждения. Он обозначил три аспекта убеждения — источник (этос), послание (логос) и эмоции аудитории (пафос)[7]. По каждому аспекту Аристотель подготовил рекомендации для потенциального коммуникатора. Например, он предлагал политику «подавать» себя как человека, которому можно было бы доверять. Он советовал тем, кто писал публичные речи, использовать аргументы соответствующие правилам логики,  применять яркие исторические примеры и мощные образы, дабы иллюстрировать собственные тезисы. Послание, кроме того, не должно противоречить устоявшимся убеждениям аудитории.

Аристотель считал очень важным понимание настроения аудитории. Очевидно, что рассерженный слушатель будет воспринимать речь иначе, чем тот, кто доволен. Аристотель описал как пробуждать у аудитории эмоции — гнев, дружелюбие, страх, зависть, стыд — и как их затем использовать.

 

Аристотель признавал еще один особый фактор, влияющий на убеждение, который он называл «атехной»[8]. Атехной - факты и события за пределами досягаемости для выступающего. Это конкретные обстоятельства — текст закона, содержание контракта, свидетельские показания, которые создают объективный фон  для убедительной аргументации. Эти обстоятельства ограничивают для оппонента диапазон его тактических ходов.

 

Конечно, Аристотель не был политическим технологом, а был, скорее, метаконсультантом, трудами которого пользовались практики.

Среди последних встречались и женщины. У греков все женщины-советники были гетерами. У римлян советниками были те же гетеры и, как бы банально это не прозвучало, жены, если они получили хорошее образование. Таис Афинская, прославленная Иваном Ефремовым в одноименном романе, сопровождала Александра Македонского. У Цезаря  советником была его первая жена. 

 

Если говорить об институте советников у римлян, то он  существенно не отличался от того, что было у их учителей - греков. Масштабы использования политконсультантов, правда, в Риме были больше. Помимо знаменитых философов (Цицерона, Сенеки...), консультирующих первых лиц государства и состоявших «на зарплате», по время выборов по всей империи к работе привлекались тысячи «вольных технологов». Многие из последних надолго потом оставались жить в домах своих клиентов - богатых политических деятелей.

 

Римский юрист и философ Цицерон соглашался со многим из того, что Аристотель сказал об убеждении. Цицерон, получивший известность в Древнем Риме благодаря успешно проведенной судебной защите некоторых самых отъявленных преступников и убийц того времени, ввел в обиход то, что он назвал officia oratoris, обязанностями оратора, — очаровывать (создавать доверие к оратору), учить (представлять послание с разумными, логичными доводами) и волновать (наполнять аудиторию эмоциями)[9].

 

Важным вкладом Цицерона было дальнейшее развитие введенного Аристотелем понятия «атехной» в теорию статиса (statis), или статуса проблемы — того, что входит в список предварительных условий для убеждения. Задача оратора состоит здесь в том, чтобы обеспечить наиболее выгодное с его точки зрения определение исходной ситуации. Предположим, например, что клиент был обвинен в убийстве. Первая линия защиты заключается в отрицании фактов: «Нет, мой клиент не делал этого». Если это невозможно, требуется оспаривать определение данного действия: «Несомненно, она убила его, но это не было убийством». Если и это не удается, нужно подвергать сомнению качество деяния: «Да, это было убийство, но убийство из добрых побуждений и при смягчающих обстоятельствах». Когда все остальное терпит неудачу, ставится под вопрос право трибунала вести данный процесс: «Этот суд не имеет никаких полномочий судить жену цезаря».  Или «жена цезаря все подозрений».

 

Сегодня все эти находки античности используются при отстройке от так называемого «черного пиара».

Надо сказать, что в Риме люди подобной профессии не бедствовали. Тот же Луций Анней Сенека (04 г. до н. э. – 65 г. н. э.) обладал состоянием в 300 миллионов сестерциев (примерно 50 млн. долларов в современном исчислении).

 

Однако, чем ближе был советник к вершине пирамиды власти, тем меньше у него оставалось шансов умереть своей смертью...

Убийство Цицерона (106 г. до н. э. – 43 г. до н. э.) организовал внучатый племянник Цезаря Антоний. Причем, он приказал отрезать у мертвого Цицерона голову и прибить ее в том месте Рима, откуда знаменитый философ произносил свои речи.

 

Сенека, обвиненный завистниками в алчности и заговоре против императора,  был приговорен Нероном к смерти. Однако, тиран из уважения к  своему бывшему учителю  дал ему право выбора способа самоубийства. Сенека вскрыл себе вены. Римляне умели достойно умирать...

 

В буквальном смысле слова «философом на троне» был Марк Аврелий Антонин (121 г. н. э. – 180 г. н. э.) – римский император и философ-стоик. Марк Аврелий остался в исторической памяти одним из немногих императоров, смерть которых население империи искренне оплакивало. Правил он с 161-го года по 180-й. Умер, став жертвой охватившей империю эпидемии чумы.

 

Труд Марка Аврелия «Наедине с собой» есть выражение утомленного финала античной цивилизации. Название, видимо, определилось исходя из того, что самому Марку Аврелию уже не нужны были ни советники, ни ученики.  Свиток с текстом трактата был найден в складках одежды уже умершего императора. Автор, скорее всего, не помышлял о публикации книги. Обращался он сам к себе и... к Вечности. Ему не нужна была людская слава. Да и власть как таковая ему была не нужна. Марком Аврелием, на самом деле, руководил долг перед своим народом. Долг человека, волею судьбы получившего высокое посвящение.

 

В размышлениях Марка Аврелия много философской грусти. Но эта грусть особого рода. Она очищает. Она избавляет от дурных страстей и бессмысленных терзаний. «Думайте почаще о том, что все, что есть и происходит, так же быстро и уносится. Вся материя – вечно движущийся поток, все совершенное и совершающееся – тысячекратная смена, цепь вечных превращений. Ничто не прочно. Впереди и сзади бесконечность, в которой все исчезает. Как глуп, следовательно, всякий, кто чем-нибудь чваниться или убивается и горюет о чем-нибудь, точно горе не длится лишь короткое время».[10]  Мировоззренческая платформа Марка Аврелия несла в себе видимую практическую пользу: огромная империя управлялась с достаточной эффективностью. Самому Марку Аврелию его философия позволяла владеть собой в ситуациях и горя, и радости. Его лицо всегда оставалось спокойным.

 

Начиная с  III века, в политическом консультировании все больший вес набирают христианские философы – отцы церкви.  Демократию они не очень жаловали. С распадом Римской империи на целое тысячелетие движение человеческой мысли в отношении избирательных технологий было приостановлено.

 

Качественно новый этап  в развитии политического консультирования начался с Никколо Макиавелли (1469-1527). Эпоха Возрождения явила миру новый подход к захвату и удержанию власти – политический прагматизм, высушенный до беззастенчивого цинизма. Политика, по Макиавелли, не зависит от морали и оценивается исключительно по достигнутым результатам.

 

В результате «Государь» Макиавелли переиздается и перечитывается  каждым новым поколением политиков[11]. Но «Государь», по нашему глубокому убеждению, не может быть для них единственной настольной книгой.  Рядом с Макиавелли должен лежать сборник изречений китайских философов.

 

 

 

 

 

 

[1] Суриков И.Е. Историк в изменяющемся мире: Эволюция образа Коринфа в труде Геродота // Вестник древней истории. 2009. № 1. С. 29-53.

 

[2] Гущин В.Р. Цензовая реформа Солона и кризис в Аттике на рубеже VII-VI вв. до н.э // Вестник древней истории. 2011. № 3. С. 107-122.

 

[3] Флоренский П.А. Личность Сократа и лицо Сократа // Вопросы философии. 2003. № 8. С. 123-131.

 

[4] П.С.Таранов. Анатомия мудрости: 150 философов: В Двух томах. Том первый. Симферополь: Реноме. 1997.

 

[5] Аристотель. О софистических опровержениях/Сочинения в четырех томах. Т.2, М. - 1978

 

[6] Аронсон Э., Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 384 с.

 

[7] Аристотель. О софистических опровержениях/Сочинения в четырех томах. Т.2, М. - 1978

 

[8] Аристотель. О софистических опровержениях/Сочинения в четырех томах. Т.2, М. - 1978

 

[9] Аристотель. О софистических опровержениях/Сочинения в четырех томах. Т.2, М. - 1978

 

[10] Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления. М., 1914. С. 23.

 

[11] Макиавелли  Н.  Избранные   произведения.  М.: «Художественная литература»,1982.

Поделиться в Facebook
Поделиться в Twitter
Please reload

СВЕЖИЕ ПОСТЫ
Please reload

  • Facebook
  • Telegram